Загадочная история гибели советского мотогонщика Николая Нищенко

Николай Нищенко: трудное детство, проблемы с законом

Будущий гонщик появился на свет в столице Бурятии, городе Улан-Удэ, в 1959-м году, девятнадцатого января. Семью, в которой рос маленький Коля, едва ли можно назвать благополучной. Оба его родителя были глухонемыми, поэтому мальчишка тоже длительное время не разговаривал, чтение и письмо он понемногу освоил лишь к десяти годам, да то, лишь благодаря стараниям учительницы, которая приходила к мальчику домой и проявляла просто чудеса профессионализма и терпения.

Ребенок заговорил, когда уже никто вокруг не верил в то, что это произойдет. Подростком, он очень сильно отставал в учебе, много времени проводил на улице, которая воспитывала его в большей степени, чем собственные родители. Там парнишка связался с дурной компанией, начал ввязываться в различные неприятные истории и едва не угодил за решетку, в колонию для несовершеннолетних. За хулиганство Николай получил два года, но отделался лишь условным сроком. Очевидно, именно в этот момент он осознал, что в жизни нужно что-то менять, чтобы не оказаться в местах лишения свободы всерьез и надолго.

Фото: wikipedia.org Николай Нищенко

У молодого человека было лишь одно серьезное увлечение – мотоциклы, а свой старенький «Минск» он вообще считал едва ли не главным имеющимся у него сокровищем. После окончания школы Николай пошел в местное ПТУ, а в девятнадцатилетнем возрасте он пришел в городской клуб ДОСААФ, где судьба свела его с педагогом с большой буквы – Валентином Андреевичем Богдановым. Именно благодаря ему юноша по-настоящему влюбился в высокую скорость, а свою неудержимую страсть к «железным коням» Николай сумел пронести сквозь всю его недолгую жизнь.

Николай Нищенко: биография, начало спортивной карьеры

Начинающий мотогонщик довольно быстро добился заметных результатов, став чемпионом родной Бурятии по мотокроссу, а также спидвею. Он продолжал усиленно тренироваться под руководством Валентина Андреевича до тех пор, пока не получил повестку в армию. Николай сумел добиться того, чтобы проходить воинскую службу в Забайкальском военном округе. Когда же в армии стало известно о том, что парнишка серьезно увлекается гонками, то его решили перевести в Читинский армейский спортивный клуб.

Так случилось, что в 1983-м году Николаю выпала возможность принять участие во всесоюзном чемпионате по ледовому спидвею. Молодой человек тогда заменил на трассе своего травмированного коллегу Сергея Губича, и продемонстрировал просто блестящий результат. Это позволило ему войти в состав советской сборной. Однако, когда Нищенко позже оформлял необходимые документы для выезда за границу, то там, естественно, всплыли его ошибки молодости, а именно – подростковая судимость. Спортсмена с такой репутацией никуда из страны не выпустили.

На этом трудности и проблемы молодого человека не закончились. Годом позже, из-за отсутствия возможности выезжать на международные состязания, Николая исключили из состава советской сборной. Помимо этого, на мемориале Анатолия Гладышева, погибшего ранее в «Лужниках», Нищенко не сумел справиться с управлением, в результате чего его вынесло за пределы ледового овала, а после он еще и врезался в деревянную скамью, расположенную перед трибунами. Результатом того инцидента стали очень сложные переломы костей таза. Гонщик не остался инвалидом толь лишь благодаря своевременному вмешательству талантливейшего хирурга Гавриила Илизарова.

Фото: carracer.ru Николай Нищенко

Но, как известно, за черной полосой, неизменно, наступает белая, так что Николай не только поправился, и смог возвратиться в мотогонки, но и добился более высоких результатов, нежели до той аварии. До 1988-го года гонщик все еще входил в состав Читинского спортивного армейского клуба. Однако, после того, как он одержал победу на чемпионате СССР, ему наконец-то предложили перебраться в столицу и выступать за ЦСКА.

Кроме того, проблему с возможностью выезда за пределы Советского Союза можно было решить только в Москве. Также Николаю, который на тот момент пребывал в звании старшего прапорщика, пообещали присвоить офицерское звание, а еще обеспечить его жильем. Его спортивная карьера в то время приближалась к своему пику. Мировое первенство 1989-го года, проходившее в Алма-Ате, оказалось для гонщика звездным часом. Ему удалось одержать уверенную победу в командном, а также личном зачетах, а еще он сразу же получил разрешение участвовать в международных состязаниях.

Годом позже, на гонках в Гетеборге, Николай занял второе место в личном зачете, а еще через год, на соревнованиях в Ассене, он одержал победу в командном зачете. Но, даже невзирая на такие успехи, именитого спортсмена не спешили обеспечивать жильем, как обещали ранее. Гонщик продолжал жить в общежитии или же гостил у друзей, которые охотно принимали его у себя. В список на получение жилья в столице мужчину включили только в 1992-м году, но получить собственную квартиру он, к сожалению, так и не успел.

Фото: carracer.ru сборная СССР по ледовому спидвею

Николай Нищенко: личная жизнь

В начале 90-х годов, в Голландии во время соревнований советский гонщик познакомился с девушкой по имени Александра Тайс, которая являлась наследницей известного голландского предпринимателя и мотогонщика Ролофа Тайса. Молодые люди сразу прониклись взаимной симпатией друг к другу, и между ними завязались романтические отношения.

К тому моменту, как Николая поставили на очередь на получение столичной квартиры, он уже задумывался о скором переезде в Нидерланды на постоянное место жительства, мечтал жениться на своей избраннице и готовился выступать за команду, созданную своим будущим тестем. Более того, у него складывались великолепные, доверительные отношения с Ролофом. Люди из близкого окружения бизнесмена поговаривали, что Тайс видел в своем потенциальном зяте человека, которому можно доверить не только руку и сердце дочери, но и их семейный бизнес.

Александра и Николай уже вовсю планировали свадьбу. Торжество должно было состояться в начале апреля 1994-го года, но всего за полгода назначенной даты произошла трагедия. Он погиб на трассе, но не во время ожесточенной гонки за престижный титул, а на показательном заезде, выполняя относительно несложный трюк.

Николай Нищенко: загадочная гибель

В начале сентября 1993-го года Николай прибыл в нидерландский город Херенвен, куда его пригласили на презентацию нового автомобиля «Volvo». Кроме того, своим друзьям перед отъездом он неоднократно говорил о том, что ему нужно успеть хорошенько потренироваться на льду в Ассене, потому как в следующем году он непременно должен стать там чемпионом.

Фото: globalsib.com Николай Нищенко

Организаторы автомобильной презентации предложили россиянину провести показательный заезд по новой, специальной подготовленной для мероприятия ледовой трассе. Естественно, опытный гонщик согласился, но тот заезд для него оказался фатальным.

Удача на сей раз отвернулась от спортсмена, причем трагедия произошла при весьма странных, можно сказать, загадочных обстоятельствах. Ситуация мало прояснилась даже спустя годы. Доподлинно неизвестно, Нищенко выполнял трюк по просьбе организаторов шоу или же по собственному желанию. В любом случае, выполняемый им элемент, как для профессионала, был совершенно несложным, и ранее он делал подобное неоднократно.

Николай проехался на заднем колесе, но то ли ледовая трасса стадиона оказалась слишком короткой, то ли у его «железного коня» заклинило дроссель карбюратора (ведь у трековых мотоциклов тормозов нет), но произошла авария. Спортсмен не смог опуститься обратно на переднее колесо из-за чего он не вписался в поворот. Тогда мужчина предпринял последнюю, отчаянную попытку спастись: он упал, однако, бетонный барьер без смягчающих удар тюков с соломой оказался для него непреодолимым препятствием. Смерть наступила от перелома шейных позвонков – Николай скончался на месте происшествия.

Многие винили во всем организаторов выступления, которые проявили халатность, и не соблюли необходимых мер безопасности. Об обязательных на трассе тюках с соломой в этот раз никто даже не подумал, потому как все были уверены, что во время обычного показательного заезда никаких форс-мажоров не произойдет. Увы, но такая беспечность привела к трагедии. Также ходили слухи о неисправности мотоцикла, и даже о преднамеренной его порче, то есть, фактически о подстроенном несчастном случае, но эти версии никаких доказательств не имели.

Фото: sportfiction.ru ледовый спидвей

Николай Владимирович Нищенко лишь несколько месяцев не дожил до своего 35-ти летнего юбилея. Он был похоронен у себя на родине, в Улан-Удэ. Гибель выдающегося гонщика стала тяжелейшей утратой для отечественного мотоспорта и, вместе с тем, еще одним напоминанием о том, что спидвей никогда не прощает халатного к себе отношения ни со стороны тех, кто выходит на дорожки трека, ни тех, кто должен следить за соблюдением всех необходимых мер безопасности.

В конце 2013-го года совместными хлопотами председателя организации ДОСААФ авиазавода, некоторых энтузиастов российского автомотоспорта, да и просто хороших друзей погибшего гонщика, собравших с «миру по нитке», на Загорском поселковом кладбище был установлен гранитный памятник Нищенко. Кроме того, в заводском музее организовали  уголок, посвященный памяти именитого земляка, его именем была названа местная средняя общеобразовательная школа№ 23 и одна из улиц в поселке Матросова. Таким вот образом благодарные земляки увековечили имя ставшего гордостью всей нашей страны улан-удэнца, влюбленного в скорость.

Подписывайтесь на новости zvezda-fc.ru в "Google Новости" и "Яндекс Дзен"




Обсудить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *




Наши лучшие статьи
теперь доступны и в
Телеграм канале