«Ватага Василия Сталина»: победы и трагедии команды ВВС

Василий Сталин

Василий Сталин. Фото: 24smi.org

В середине сороковых в СССР появилось новое спортивное общество – ВВС МО, которое с каждым годом становилось все более влиятельным. Имея в покровителях сына Иосифа Сталина, командам ВВС удавалось собирать лучших спортсменов страны и добиваться значительных успехов, но при этом не удалось избежать и трагедий.

Василий Сталин

Для начала о самом Василии Сталине. Он родился в 1921 году в семье тогда еще Наркома рабоче-крестьянской инспекции РСФСР И. Сталина и его второй супруги Надежды Алилуевой. Еще в раннем детстве он увлекся футболом и играл за школьную команду, но после того, как мать Василия покончила с собой, жизнь второго сына Иосифа Виссарионовича сильно изменилась. Учитывая, что отец практически никогда не бывал дома, Василия фактически воспитывали экономка К. В. Тилль и начальник охраны Сталина Н. С. Власик, что существенно повлияло на становление.

«По сути дела я рос в окружении охраны, которая не отличалась воздержанностью и нравственностью. На мою последующую жизнь это наложило сильный отпечаток, я рано начал пить и курить», — вспоминал потом В. Сталин.

В 1938 году Василий был зачислен в летную академию, которую через два года он успешно закончил. Его преподаватели отмечали, что в учебе сын главы страны не отличался особыми успехами и не слишком любил теорию, но на практике проявил себя как талантливый летчик. Многие отмечали, что его обучение, несмотря на высокий статус, практически не отличалось от других курсантов. Одним из инициаторов отсутствия привилегий у Василия был Л. Берия, который в 1938 году отправил в Качинскую авиационную школу следующее указание:

«Внимание и заботу в его отношении проявлять не в смысле создания каких бы то ни было особых условий, а оказания помощи в деле хорошего усвоения и соблюдения учебной и бытовой дисциплины».

После этого Василия перевели в казармы, питался он на общих условиях, да и конфликтов с другими курсантами у него не было. Напротив, с детства второй сын Сталина был общительным и очень активным человеком, что после скажется на всех сферах его деятельности. Впрочем, говорить о том, что Василий совсем не имел привилегий тоже нельзя. Закончив летное училище, он начал быстро продвигаться по карьерной лестнице, хотя несколько раз лично по указу самого И. Сталина его понижали в звании и лишали должности за нарушение дисциплины. К началу войны Василий был уже инспектором-лётчиком 2-го отдела Управления ВВС, а уже к концу он стал командиром дивизии. При этом стоит отметить, что в тылу он был только на самом раннем этапе ВОВ, после чего регулярно совершал боевые вылеты.

Появление общества ВВС МО

Футбольная команда ВВС МО

Футбольная команда ВВС МО. Фото: sovsport.ru

После завершения войны жизнь Василия изменилась. Получив назначение в ВВС Московского военного округа, он стал одним из инициаторов создания спортивного общества, которое включало себя футбольную, хоккейную, баскетбольную, волейбольную и легкоатлетическую команды, а став командующим округа, он начал развивать свой проект. Василий Сталин начал активный поиск спортсменов. Поначалу это были представители вооруженных сил, а после начались попытки переманить спортсменов из других спортобществ. После формирования футбольной и хоккейной команд в клуб ВВС приглашали представителей других ведомственных команд – «Динамо» и ЦСКА, которые в сороковых доминировали в советском спорте. И «Динамо», и ЦСКА могли предоставить своим игрокам лучшие в стране условия, но Василий Сталин не жалел на свою команду никаких средств, делая еще более щедрые предложения. Лучший бомбардир в истории «Спартака» Н. П. Симонян вспоминал, что и его активно зазывали в новообразованный клуб. По словам футболиста, его долго и настойчиво уговаривали сменить команду, гарантируя при этом уладить все проблемы с переходом, но тот отказался. После форвард побывал в личном кабинете В. Сталина, где ему снова поступило предложение перейти в ВВС, но к удивлению присутствующих, Симонян снова ответил отказом. Оставшись наедине с нападающим наедине, Василий сказал:

«Спасибо, что не стал здесь вилять, сказал, что у тебя на душе. Правда лучше всех неправд… Иди за свой «Спартак» играй»

В итоге сделать из футбольной команды ВВС одного из претендентов на титул чемпиона так и не получилось, и высшим достижением осталось четвертое место в Высшей лиге 1950 г. Но в баскетбольной, и особенно в хоккейных командах ВВС все складывалось иначе. Баскетбольные «летчики» выиграли чемпионат СССР 1952 года, а хоккеисты и вовсе трижды подряд брали чемпионский титул.

Трагедия под Свердловском

Дела у хоккейной команды изначально пошли лучше, чем у ее побратимов из других видов спорта. Туда в качестве тренера удалось привлечь Анатолия Тарасова, которого спустя много лет назовут «отцом советского хоккея», а также одну из главных звезд спорта тех времен – Всеволода Боброва. В сезоне 1948/49 ВВС уже был одной из сильнейших команд Союза и по итогам чемпионата уступил только ЦДКА. В следующем сезоне перед ВВС стояла задача взять титул, но 7 января 1950 года об амбициях пришлось забыть. Во время авиаперелета в Екатеринбург (тогда – Свердловск) самолет с командой на борту потерпел крушение, и в результате погибли 11 представителей клуба. По счастливой случайности на борту не оказалось Боброва, а нападающий В. Шувалов не полетел на матч с «Дзержинцем» по приказу В. Сталина. Последний перед игрой решил, что появление Шувалова в форме ВВС на игре с бывшим клубом может вызвать негативную реакцию у местных болельщиков. После Сталин все же приказал Шувалову и Боброву лететь на матч.

Хоккейная команда ВВС МО

Хоккейная команда ВВС МО. Фото: times.tj

«Позвали нас к Сталину, он усадил нас и сказал: «Ребята, несчастье. Команда разбилась. Но вам надо сейчас собраться и ехать в Челябинск на игру». Мы и поехали. Сначала в Челябинск, оттуда в Свердловск и так далее… Никто нас не и спрашивал, что тогда мы чувствовали, трясло нас или нет… Тогда все были обязаны быть здоровыми и крепкими. А родня в Челябинске даже после моего звонка не поверила, что я жив …», — вспоминал Шувалов.

В тот роковой день хоккеисты могли избежать гибели. Из-за плохой погоды самолет пришлось экстренно посадить в Казани, и уже там принимать решение о целесообразности дальнейшего полета. Существует версия, что приказ лететь дальше отдал лично В. Сталин, который, к слову, и предоставил команде свой самолет. Однако выяснилось, что решение принимал играющий тренер команды Борис Бочарников, некогда один из лучших защитников СССР. До игры оставалось четыре дня и у хоккеистов был шанс переждать, но Борис Михайлович решил, что лучше посвятить лишний день тренировкам. С его подачи решили лететь не в Челябинск, а в Свердловск, где аэропорт был более приспособлен для посадки в плохих погодных условиях. Но как оказалось, в тот день почти все самолеты, летевшие на Урал, были перенаправлены в тот же аэропорт «Кольцово», и самолету с командой пришлось долго ждать разрешения на посадку. В снежной пурге и сумерках самолет сделал несколько заходов, после чего пошел на снижение. Даже опытный военный пилот Иван Зотов не сумел довести самолет до полосы, и в итоге борт столкнулся с землей. Погибла вся команда и экипаж.

Причин этой трагедии называют несколько, начиная от погодных условий и заканчивая паникой на борту, однако основная версия – халатность наземных служб. В «Кольцово» зачем-то решили вести радиосообщение на одной частоте с аэропортом «Арамиль», и в итоге штурман Пономарев принял сигнал не от того диспетчера, получив неправильные координаты. Из-за этого пилот несколько раз не смог найти посадочную полосу, а после включения аэронавигационных огней в условиях снегопада образовался так называемый «эффект световой стены», закрывший обзор пилотам. После завершения расследования установят главную причину крушения – неудовлетворительная организация руководства полётами.

«Золотое поколение» ВВС

После трагедии, подобной крушению под свердловском, многие команды годами не могут вернуться на прежний уровень, а иногда не возвращаются вовсе. Так было с футбольными клубами «Торино» и «Манчестер Юнайтед», игроки которых тоже погибали в авиакатастрофах, после чего понадобились годы для возвращения на вершину. В случае с ВВС все оказалось иначе. В роковом сезоне 1949/50 наскоро пополнившийся ВВС финишировал только четвертым, но при этом лучшими снайперами чемпионата стали два представителя «летчиков», которых не было на том злополучном борту – Всеволод Бобров и Виктор Шувалов. На следующий сезон Василию Сталину пришлось собирать новую команду, и хотя мало кто верил в успех «летчиков», они превзошли все ожидания. Впервые за годы своего существования они смогли потеснить с вершины ЦСКА и стали чемпионами. К победе «летчиков» привел тренерский совет, состоявший из наиболее опытных и мастеровитых хоккеистов: Александра Виноградова, Всеволода Боброва, Григория Мкртычана, Анатолия Викторова и Евгения Бабича. Учитывая успехи команды, Сталин решил повременить с назначением нового наставника. Как оказалось, он был прав. В сезоне 1951/52 ВВС не только защитил титул чемпиона СССР, но и впервые выиграл национальный кубок. Годом позже, когда на посту тренера остался один Бабич, ВВС в третий раз подряд выиграл титул чемпиона и закрепился в статусе доминирующей команды в СССР. Но как оказалось, для «летчиков» это был последний сезон. В марте 1953 года скончался Иосиф Сталин, после чего его сын Василий сначала был уволен в запас, а после арестован. Команды общества ВВС МО одна за другой стали расформировывать, и только баскетбольный клуб сумел продержать еще целых шесть лет.

 

Подписывайтесь на новости zvezda-fc.ru в "Google Новости" и "Яндекс Дзен"




Обсудить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *




Наши лучшие статьи
теперь доступны и в
Телеграм канале